Идеальная плавучесть
Конспект лекций курса SSI «Perfect Buoyancy»
Система контроля плавучести
положительная плавучесть (тенденция плавать) создается неопреновым гидрокостюмом, а затем уравновешивается при помощи другого пассивного элемента — пояса с грузами — для того, чтобы достичь отрицательной плавучести (тенденции погружаться)
нейтральная плавучесть — способность и не всплывать и не тонуть, но оставаться «невесомым» в толще воды
система контроля плавучести обеспечивает
положительную плавучесть на поверхности
контролируемый спуск на глубину
поддержание нейтральной плавучести на глубине
подъем на поверхность без усилий
состоит из компенсатора плавучести и грузов
гидрокостюмы не являются частью системы контроля плавучести
не забывайте сливать воду из компенсатора после погружения!
Компенсатор плавучести
1. Компенсатор плавучести регулируемый, типа «Жилет» 2. Компенсатор плавучести с наспинной камерой, типа «Крыло» 3. Компенсатор плавучести стабилизирующий, типа «Жилет»
подъемной силы компенсатора должно хватить для того, чтобы поднять на поверхность вас и другого дайвера, если его/ее компенсатор вышел из строя
с другой стороны компенсатор должен быть обтекаемым и обладать минимальной парусностью для экономии энергии при движении во время погружения
Регулируемые компенсаторы плавучести
дают возможность подгонки размера, позволяя осуществлять комфортное погружение вне зависимости от толщины или типа костюма
быстроразъемные плечевые пряжки позволяют легко надевать и снимать BC
благодаря разнообразию моделей, можно подобрать идеальный жилет
Компенсаторы плавучести с наспинной камерой (типа крыло)
такой дизайн позволяет разместить воздух в наспинной камере по сторонам баллона, избегая поддува областей компенсатора плавучести под руками или над плечами.
обеспечивает прекрасную подъемную силу и увеличивает комфорт во время продолжительных повторяющихся погружений
под водой помогает быстро достичь комфортного положения во время погружения — от 15 до 20 градусов от горизонтали
Компенсатор плавучести стабилизирующего типа
позволяет воздуху легко перемещаться внутри BC, и оставаться в верхней части жилета
позволяет легко и точно двигаться под водой
на поверхности поддерживает в комфортном и расслабленном состоянии в позиции «лицом вверх»
Инфлятор
наполняет компенсатор плавучести воздухом из баллона
кнопки должны легко нажиматься, быть удобно расположенными и эргономичными
Встроенный автоматический пульт инфлятора
располагается стационарно на компенсаторе плавучести (обычно слева под рукой) и управляет поддувом и сбросом воздуха из компенсатора плавучести
Инфлятор со встроенным альтернативным источником воздуха
позволяет комфортно дышать из качественной второй ступени, служащей в качестве замены октопусу
Грузовые системы
пояс нужно носить таким способом, чтобы его легко можно было расстегнуть, снять и сбросить
типы грузовых систем
пояса с грузами
пояса с карманами для грузов
интегрированная грузовая система (BC)
самые обычные типы грузов — свинцовые слитки, иногда покрытые пластиком, или имеющие особую форму
«мягкие грузы» — нейлоновые карманы со свинцовой дробью
в интегрированных грузовых системах механизм сброса груза может отличаться — перед погружением убедитесь, что знаете как действовать
грузовая система может быть усовершенствована путем добавления «грузов для балансировки/трима» — их размещают в специальных карманах, обычно располагающихся стороне компенсатора плавучести, прилегающей к баллону
не кладите много грузов в балансировочные карманы — их очень сложно сбросить в экстремальной ситуации
груза нужно правильно распределять — чтобы тело легко принимало горизонтальную позицию и чтобы можно было плыть слегка наклонив вниз голову, ногами и коленями вверх
не ныряйте с перегрузом
Понятие плавучести
Закон Бойля-Мариотта
«При постоянной температуре давление газа обратно пропорционально объему»
P1 × V1 = P2 × V2
P1 — начальное давление
V1 — начальный объем
P2 — конечное давление
V2 — конечный объем
Используя эту формулу, можно рассчитать объем заполненного воздухом мягкого контейнера под воздействием растущего давления на глубине.
Глубина (метры морской воды) | Бар | ppO2 | ppN2 | Объем | Плотность |
---|---|---|---|---|---|
Поверхность | 1 | 0,21 | 0,79 | 1 | 1x |
10 метров | 2 | 0,42 | 1,58 | 1/2 | 2x |
20 метров | 3 | 0,63 | 2,37 | 1/3 | 3x |
30 метров | 4 | 0,84 | 3,16 | 1/4 | 4x |
40 метров | 5 | 1,05 | 3,95 | 1/5 | 5x |
Наибольшее относительное изменение объема происходит между 0 и 10 метрами — нужно немедленно реагировать на изменения давления как только начали погружение.
Закон Архимеда
«На объект, погруженный в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной этим телом жидкости»
1. Вес атмосферы 2. Вес воды 3. Вес вытесненной воды
плавучесть предмета зависит от его плотности и плотности жидкости, в которую он погружен
соленая вода весит 1,025 кг на литр, а пресная — 1,0 кг на литр
в соленой воде понадобится примерно на
5-10% больше веса, чем при погружении в пресной
Плавучесть — это свойство объекта, плавать или погружаться
1. Положительная плавучесть 2. Отрицательная плавучесть 3. Нейтральная плавучесть
Закон Архимеда математически представляется следующим образом:
B = (VO × DL) — WO
B — Плавучесть
отрицательное число означает, что объект тонет
положительное — объект всплывает
нулевое — нейтральная плавучесть
VO — объем объекта
DL — плотность жидкости — масса/объем
WO — масса объекта
Для подводного плавания важна плотность воды:
Dморской воды = 1,025 кг/л или дм³
Dпресной воды = 1,000 кг/л или дм³
Пример: Объект весом 45 кг и объемом 80 л поместили в морскую воду. Какая плавучесть/запас плавучести будет у данного объекта?
VO = 80 л
DL = 1,025 кг/л
B = ?
B = (80 л × 1,025 кг/л) — 45 кг
B = 37 кг
Запас положительной плавучести объекта — 37 кг. Объект будет всплывать (иметь положительную плавучесть).
Пример: Объект объемом 100 л весит 146 кг. Объект поместили в пресную воду. Какова его плавучесть?
VO = 100 л
DL = 1 кг/л
WO = 146 кг
B = ?
B = (100 л x 1 кг/л) — 146 кг
B = —46 кг
Запас плавучести будет иметь знак «—». Это означает, что объект тонет (имеет отрицательную плавучесть) при запасе плавучести — 46 кг.
Определение правильного количества грузов
плавучесть не постоянна: она всегда изменяется, потому что постоянно меняется объем вашего тела
гидрокостюм и компенсатор плавучести имеют газовые полости, объем которых изменяется во время погружения
и объем легких изменяется при дыхании — увеличивается на вдохе, уменьшается на выдохе
опытные дайверы знают как важны правильное дыхание и положение тела для поддержания нейтральной плавучести
помните, что у воздуха тоже есть вес — 1,293 грамма на литр
воздух в
12-литровом баллоне, наполненный 200 барами, весит 3,103 кгкогда
12-литровый баллон (2400 литров) достигает 50 бар, воздух весит 0,775 кг
Баллоны
большинство баллонов изготовлено из алюминия или стали
алюминиевые баллоны весят больше, чем аналогичные по размеру стальные, но обладают большей плавучестью
пустой алюминиевый баллон имеет положительную плавучесть, стальной — как правило, сохраняет отрицательную либо нейтральную плавучесть
алюминиевые баллоны предпочтительнее в теплых водах тропиков, когда необходима минимальная термозащита
стальные баллоны рекомендуется применять при использовании более тяжелых мокрых или сухих гидрокостюмов, при этом вес баллона помогает компенсировать положительную плавучесть гидрокостюма
Спарки
вес и плавучесть спарки отличается от привычного 10 литрового алюминиевого баллона
алюминиевый баллон, емкостью 10 литров, весит около 14 кг, что составляет примерно 7 кг отрицательной плавучести в начале погружения, и 2 кг положительной плавучести, когда газ закончился
спарка из
12-ти литровых стальных баллонов с давлением 220 бар с манифолдом и кольцами весит около 32 кг, комплект имеет примерно 9 кг отрицательной плавучести с полными баллонами и примерно 3 кг отрицательной — с пустымивес воздуха, которым мы дышим, примерно, 0,0013 кг на литр. В стандартном алюминиевом баллоне на 11,1 литров (S80) содержится примерно 3 кг дыхательной смеси под давлением 200 бар. Если у Вас правильный вес и Вы используете полный алюминиевый баллон на 11,1 литров, у Вас будет примерно 3 кг отрицательной плавучести в начале погружения и почти нейтральная плавучесть во время остановки безопасности.
Контроль плавучести
некоторые дайверы никогда не достигают идеальной плавучести лишь потому, что они погружаются перегруженными
Дыхание
пытайтесь дышать глубоко, сбалансированно и ритмично
ключевым фактором является расслабление, легкость дыхания и идеальная плавучесть
при нейтральной плавучести вы слегка подсплываете при вдохе и слегка погружаетесь при выдохе
не задерживайте дыхание для поддержания положительной плавучести — используйте компенсатор
1. Удалите весь воздух из компенсатора плавучести и положите его на землю. Надуйте компенсатор плавучести маленькими порциями воздуха 2. Тело должно двигаться вниз при выдохе и вверх при вдохе
Правильное положение тела
голова немного поднята вверх, а ноги — слегка вниз с наклоном примерно в
15-20 градусов
Подбор грузов
наденьте полный комплект снаряжения
зайдите в воду так далеко, чтобы не касаться ластами дна
при правильном количестве грузов вы будете слегка подвсплывать с каждым вдохом и погружаться с каждым выдохом
во время вдоха глаза должны подниматься немного выше поверхности воды, по мере выдоха — вы должны погрузиться так, чтобы вода лишь слегка покрыла голову
Упражнения для установление нейтральной плавучести
Зависание
демонстрирует высшее мастерство нейтральной плавучести и требует практики
цель в том, чтобы уметь установить нейтральную плавучесть на любой глубине без движения (без гребков руками) и зависнуть в такой позе неограниченно долго
Передвижение под водой
плавание боком — попробуйте проплыть на боку близко ко дну не поворачивая тело
плавание на спине
различные техники гребков ластами: флаттер (гребок прямыми ногами), фрог (лягушка), бэккик (движение назад фрогом), сплит (ножницы)
Забота об окружающей среде
не забывайте о ластах: касание ластами дна может поднять взвесь, ухудшить видимость или нанести вред хрупкой экосистеме — коралловым рифам, например
если случайно что-либо задели, самое главное что необходимо сделать — немедленно ПРЕКРАТИТЬ ГРЕСТИ НОГАМИ
затем прижмите колени к телу и отплывите прочь подгребая руками
Политика поведения для дайверов под названием «Руки прочь»
ответственное отношение к утилизации отходов
нет сбору раковин или кораллов
нет выбрасыванию мусора за борт
нет кормлению рыб