Планирование и выполнение погружений
Конспект лекций курса SSI «Open Water Diver»
Напарник по дайвингу
помогает на всех этапах погружения и разделяет удовольствие от дайвинга
оказывает помощь в случае возникновения чрезвычайной ситуации
не отпускайте напарника от себя дальше, чем на
3-4 метравсегда имеете право отказаться погружаться с напарником, если вам с ним не комфортно
Планирование погружения
При планировании погружения нужно ответить на вопросы: Насколько глубоко? Как долго? Как часто?
Терминология
Глубина — самая глубокая точка, которую достигаете во время погружения, независимо от того, как долго остаетесь на ней
Время на дне — количество времени от начала погружения до начала всплытия
Общее время погружения — общее количество времени от начала погружения до возращения на поверхность, включая время всплытия и декомпрессионной остановки
Поверхностный интервал — количество времени, в течение которого дайвер остается не в воде (на поверхности) между погружениями
Повторное погружение — каждое погружение, совершенное в период от 10 минут и до 12 часов после предыдущего погружения
Бездекомпрессионные пределы — максимально допустимое время на глубине без выполнения обязательной декомпрессионной остановки при всплытии
Бездекомпрессионное погружение — погружение, глубина и длительность которого позволяет всплывать на поверхность без обязательных декомпрессионных остановок
Остаточный азот — количество избыточного азота, растворенного в нашем кровотоке и тканях после погружения и всех предыдущих погружений
Декомпрессионное погружение — погружение, превышающее бездекомпрессионные пределы, всплытие на поверхность должно выполняться с обязательными декомпрессионными остановками
Профиль погружения
по таблицам можно планировать только одноуровневые погружения
компьютер реагирует на изменение глубины и выполняет подсчеты во время погружения — можно совершать многоуровневые погружения и проводить больше времени под водой без декомпрессионных остановок
1. Таблицы погружения — одноуровневый профиль погружений
2. Компьютер для дайвинга — многоуровневый профиль погружений
Брифинг перед погружением
Цель погружения
Условия погружения
План погружения
Общение
Совместная проверка
Изучение снаряжения
Вход и выход из воды
Потеря напарника под водой
Действия в чрезвычайных ситуациях
Принятие решения погружаться/не погружаться
Каждый дайвер может в любое время и по любой причине отменить погружение, даже если одет и готов войти в воду.
Расчет потребления дыхательной смеси и времени пребывания под водой
потребление дыхательной смеси зависит от:
- глубины погружения
- потребления газа с учетом опыта
- ритма дыхания
- объема выполняемой работы
по мере увеличения глубины расход дыхательной смеси увеличивается: в два раза больше на глубине 10 метров (2 бара), в три раза — на глубине 20 метров (3 бара) и в четыре раза — на глубине 30 метров (4 бара)
расход повышается, если вам холодно, вы набрали вес или находитесь в состоянии стресса
расход также зависит от пола и общего объема легких — женщины, как правило, дышат меньше
отслеживайте изменения расхода газа и записывайте в дайв-лог
планирование расхода дыхательной смеси начинается с расчета количества литров, которые вы вдыхаете за минуту во время отдыха на поверхности, — это называется расходом воздуха на поверхности (SAC)
Пример расчета
Возьмем баллон на 12 литров, заполненный под давлением 200 бар и погрузимся на 20 метров на 40 минут
Под водой можно использовать 150 бар — спуск, время на дне и всплытие, включая остановку безопасности от 3 до 5 минут на 5 метрах
Абсолютное давление на глубине 20 метров равно 3 бара
Рассчитываем количество литров в минуту, потребляемое на поверхности, по формуле:
SAC = AC × V / (t × P) - AC — использованное количества газа в барах
- V — объем баллона
- t — время
- P — абсолютное давление на глубине
SAC = 150 бар x 12 литров / (40 мин x 3 бара) = 15 литров/минУмножим имеющийся объем газа (без резерва) на объем баллона: (200 бар — 50 бар резерва) х 12 литров = 150 бар х 12 литров = 1800 литров
Разделим объем дыхательной смеси в литрах при давлении 1 бар на расход SAC:
1800 литров / 15 литров в минуту = 120 минутНа поверхности баллона хватит на 120 минут
Разделим полученное время на давление на глубине погружения (например, 30 метров — 4 бара):
120 минут / 4 бара = 30 минут общего времени под водой, включая остановку безопасности
Выполнение погружения
Вход в воду
убедитесь, что в месте погружения нет дайверов или препятствий
полностью надуйте компенсатор плавучести
Погружение с бота
будьте готовы войти в воду, как только корабль прибудет на место
согласуйте с капитаном или дайв-инструктором, когда надевать костюм и снаряжение
делая гигантский шаг или кувырок, одной рукой придерживайте маску на лице и основную вторую ступень, а второй рукой — грузовую систему и систему приборов контроля
Погружение с берега
Перед входом в воду проверьте информацию:
состояние прибоя
течения
расстояния от берега до места погружения
глубину в районе погружения и рельеф дна
температуру воды — на поверхности и на глубине
видимость
доступность с берега
указатели компаса
особые факторы риска — передвижение моторных судов, серфингисты, морские обитатели и пр.
нормы, регулирующие рыбалку и охоту и прочие интересующие вопросы
способ входа в прибойные волны
Правильный вход в прибойные волны:
держитесь за руки с напарником, свободной рукой придерживайте маску
оглянитесь через внутреннее плечо и начните медленно двигаться спиной вперед, продолжая держаться за руки
время, входа в прибой, должно совпасть с затишьем между накатами волн
Движение в прибое:
когда волна ударяется, сохраняйте положение, сгруппировавшись и наклонившись в сторону волн
согните выдвинутую вперед ногу и выпрямите вторую, зарывая ее в песок
чем ниже ваше положение, тем с меньшей силой удара волны столкнетесь, поскольку основная сила волны сосредоточена в ее гребне
двигайтесь между волнами быстро и энергично, не останавливайтесь, заплывите так далеко, как только сможете
если упали, оставайтесь внизу — не пытайтесь встать обратно, напарник должен помочь подняться
когда вода будет доходить до груди, перевернитесь на живот и выплывите за линию прибоя, дыша через регулятор
как только проплывете линию прибоя, переключитесь с регулятора на трубку, чтобы сохранить дыхательную смесь в баллоне
1. Ослабление силы волны 2. Отбойное течение 3. Уйдите от течения, плывя по диагонали к берегу
Прибой:
как только нижняя часть волны «чувствует» дно, она начинает двигаться медленнее, чем верхняя часть, заставляя верхнюю закручиваться и подниматься.
в прибое, верхняя часть волны срезается и стена воды движется вперед
глубокая впадина перед берегом приводит к снижению высоты волны и вызывает легкий прибой
если рядом с берегом находится риф, высота прибоя растет
наблюдая за движением волн на поверхности, можно многое узнать о состоянии морского дна
Слабые волны:
нестабильные волны, которые постоянно рассеивают свою силу разбиваясь
большинство видов прибоя слабые
если посмотреть на слабую волну спереди с близкого расстояния, можно часто увидеть рассеивание света сквозь нее
большая часть энергии слабых волн сконцентрирована вверху
чтобы проплыть через прибой со слабыми волнами, входите в нижнюю часть волны
Разрывные течения:
образуются когда волны разбиваются о берег и верхние слои воды возвращаются в море обратным потоком
двигаются скорее по поверхности, чем на глубине
Контролируемый спуск
на поверхности в вертикальном положении стравите из компенсатора столько воздуха, чтобы вода покрыла вас с головой
перестаньте стравливать воздух и выдохните, одновременно переворачиваясь вперед в положение «погружения» — тело горизонтально, лицом вниз параллельно поверхности
на глубине 1 метр во время первого вдоха плавучесть будет нейтральной
глубина 1 метр — также точка начала выравнивания давления и отправной пункт погружения
дальнейший спуск: прекратите плыть, отрегулируйте плавучесть, выровняйте давление, спуститесь, сделайте остановку, отрегулируйте плавучесть и т.д.
если не продуваются уши, всплывите на ту глубину, где неприятные симптомы прекратятся, оставайтесь на этой глубине и попробуйте снова выровнять давление
Навигация
не слишком отличается от навигации на земле
используйте компас и природные ориентиры
1. Курсовая линия 2. Поворотный лимб 3. Картушка
вся основная навигация под водой осуществляется относительно магнитного севера
курсовая линия или боковое окно — это направление (азимут), используется для выравнивания тела дайвера параллельно направлению движения
в случае с боковым окном, просто совместите вращающийся лимб с отметками (направлением) движения в окошке — увидите направление движения (азимут) обратно к боту или берегу.
вращающийся лимб (шкала) показывает 360 градусов: 0 или 360 градусов соответствует магнитному северу, 90 — востоку, 180 — югу, а 270 — западу
в большинстве случаев на шкале ставятся отметки каждый 5 градусов и нумерация каждые 30 градусов
вращающийся лимб позволяет поворачивать отметки по стрелке, показывающей север — можно установить направление
касаемо вращающейся шкалы/лимба, есть два вида компаса
в типе 1 отметки (деления шкалы) наносятся на лимб и поворачиваются по часовой стрелке увеличивая градусы
в типе 2 шкала делений находится в корпусе компаса и не вращается, градусы шкалы увеличиваются по часовой стрелке — в таком компасе предусмотрено смотровое окно
чтобы установить направление на видимый объект:
направьте компас в нужном направлении
поворачивайте лимб, пока отметки (градусы) не дойдут до стрелки, определяющей север
следуйте линии компаса (курсовой линии), указывающей направление движения
обратное направление движения (азимут) противоположно начальному — угловая разница составляет 180 градусов
планируйте начальное направление погружения против течения, чтобы легко плыть по течению обратно
Начальный курс | Обратный курс |
---|---|
5° | 185° |
190° | 10° |
310° | 130° |
160° | 340° |
Всплытие
всплытие всегда нужно планировать
70 бар (треть дыхательной смеси) расходуется на отдаление от бота, 70 бар — для возвращения к боту, 35 бар — под ботом и для остановки безопасности, 35 — остаток, с которым нужно вернуться
стравливайте воздух из жилета во время всплытия, что сохранять нейтральную плавучесть
всплывайте не быстрее 9 метров в минуту или не быстрее самых маленьких пузырьков воздуха
смотрите вверх во время всплытия к боту, по якорному концу или по буйрепу и оставайтесь рядом с напарником
наибольший относительный перепад давления происходит от 0 до 10 метров.
чем меньше скорость всплытия от 10 метров до остановки безопасности, тем лучше
как только достигнете поверхности, надуйте компенсатор, чтобы держаться на воде
SSI рекомендует делать остановку безопасности
3-5 минут на 5 метрах при каждом погружении
Выход из воды
не снимайте снаряжение пока не окажитесь на палубе или на берегу
выбирайте наиболее простой способ спуска и выхода из воды, который соответствует условиям погружения
поддуйте компенсатор, чтобы могли удержаться на воде
План действий в чрезвычайных ситуациях
обязательно должен быть продуман
убедитесь в наличии мобильного телефона или радиостанции, аптечки первой помощи и кислородного комплекта
После погружения
опресните и высушите снаряжение
запишите в дайв-лог
- толщину гидрокостюма и количество грузов
- расход дыхательной смеси
- температуры воздуха и воды
- время и глубину погружение
- впечатления и заметки о дайве