Глубоководные погружения
Конспект лекций курса SSI «Deep Diving»
Снаряжение
правильный выбор оборудования, его подгонка, использование и обслуживание как никогда важны для глубоководных погружений
Система подачи воздуха
качество регулятора должно быть безупречно, а его поведение должно быть предсказуемо на любой глубине
Первая и вторая ступени регулятора
с увеличением глубины и возрастанием давления растет не только расход воздуха, но и сопротивление при дыхании
дополнительные факторы, затрудняющие дыхание: низкое давление в баллоне (ниже 50 бар), быстрый темп дыхания и некачественный регулятор
первые и вторые ступени регуляторов бывают двух типов: сбалансированные и несбалансированные
для глубоководных погружений рекомендуется использовать сбалансированный регулятор
при использовании несбалансированного регулятора дышать будет тем труднее, чем глубже находится дайвер и чем меньше давление в баллоне
учитывайте, что регулятор должен быть в состоянии обеспечить воздухом двух дайверов — если придется делить воздух с напарником
с высококачественным сбалансированным регулятором легче дышать на глубине, чем на поверхности
Альтернативный источник воздуха
не экономьте на октопусе — он нужен, чтобы спасти жизнь в экстремальной ситуации
если предпочитаете независимую систему подачи воздуха — маленький баллон с собственным регулятором, — она тоже должна быть хорошего качества, обеспечивать легкость дыхания на глубине и обладать запасом воздуха для нормального всплытия с глубины
30-39 метроврекомендовано, чтобы любой источник воздуха имел баллон объемом по меньшей мере 2 литра с минимальным давлением заполнения в 200 бар
Баллон
должен обеспечить достаточным количеством воздуха для комфортного погружения
если тратите много воздуха, используйте спарку или
15-литровый баллон
Система контроля плавучести
компенсатор, должен обладать достаточной подъемной силой, чтобы доставить на поверхность вас и еще одного дайвера
SSI рекомендует использовать компенсатор плавучести с подъемной силой
15-25 кг (на уровне моря), оборудованный автоматическим инфлятором
Система контрольных приборов
Подводный компьютер
если во время погружения компьютер отказал:
подайте сигнал напарнику и начинайте всплытие
скорость всплытия отслеживайте по компьютеру напарника
на всякий случай выполняйте более длительные остановки безопасности
рекомендуется воздержаться от повторных погружений в течение как минимум 24 часов
небезопасно переключаться на таблицы погружений или пользоваться другим компьютером
преимущество использования компьютеров: увеличение времени под водой за счет постоянного перерасчета бездекомпрессионных пределов
не следует делить один компьютер между дайверами во время погружения
Глубиномер
должен иметь индикатор максимальной глубины, достигнутой во время дайва — пригодится при планировании повторных погружений
Манометр
должен быть максимально точным, поэтому иногда сравнивайте его показания с показаниями другого прибора
среди аналоговых манометров самыми точными считаются масло- или газонаполненные манометры с трубкой Бурдона, но ни один аналоговый прибор не гарантирует 100% точность показаний на глубине
Компас
должен быть такого же высокого качества, как и остальные части снаряжения
Хронометр
обязан быть точным
должна быть возможность зафиксировать время начала погружения
Система термозащиты
потеря тепла влечет за собой повышенный расход энергии и не лучшим образом влияет на способность дайвера мыслить ясно
с повышением давления костюм подвергнется дополнительному сжатию, что приведет к снижению его теплозащитных свойств
чем больше сжимается костюм, тем меньше становится ваша плавучесть
в сухом костюме особое внимание уделите выбору термобелья, так как именно оно служит основной защитой от холода
холодная вода ускоряет наступление азотного наркоза и ДКБ
Специальное снаряжение
Фонари
облегчит считывание показаний приборов, с ним будет проще привлечь внимание напарника
хорошо бы иметь два фонарика: основной и запасной
помимо этого, можете закрепить на баллонах электрические или химические маячки — это очень поможет, если вы с напарником потеряетесь
еще полезно отмечать страховочный линь проблесковым маячком — его легче будет увидеть даже в условиях плохой видимости
Таблицы для погружений и слейт
Дайверский нож
рекомендуется иметь два ножа: один должен крепиться на верхней половине тела, другой — на нижней
Запасные части и комплект для ремонта
чтобы не пришлось в последнюю минуту отменять погружение из-за проблем с оборудованием
Обеспечение на поверхности
Люди на поверхности
один из членов дайв-группы всегда должен оставаться на поверхности: он может помогать другим дайверам входить в воду и выходить из воды, сообщать по радио о непредвиденных ситуациях, оказывать помощь дайверам, которые в ней нуждаются
поддержку на поверхности должен осуществлять человек, умеющий обращаться со спасательным оборудованием и радиостанцией, а если погружения совершаются с бота, то не только с ботом, но и с его якорем
Линь для погружений/всплытий
с ним процессы погружения/всплытия становятся более контролируемыми
в качестве линя можно использовать якорный канат, веревку с грузами, опущенную с палубы, или веревку, один конец которой закреплен у дна, а к другому привязан буй, плавающий на поверхности
Баллон и веревка для остановки безопасности
полезно вывесить на отдельной веревке или страховочном лине на глубине 5 метров дополнительный баллон и регулятор с двумя вторыми ступенями
перед погружением обязательно проверьте давление в баллоне и не забудьте закрыть вентиль, прежде чем опустить баллон в воду
не рассчитывайте использовать прикрепленный баллон в своем плане погружений — он нужен на случай чрезвычайной ситуации
при погружениях с боты вывесите линь по центру плавсредства и привяжите к нему дополнительный баллон, на конце линя лучше привязать грузы, чтобы веревка расположилась строго вертикально
погружаясь с берега, используйте буй, к которому можно привязать страховочный линь
буй должен выдерживать вес всех дайверов, совершающих остановку безопасности
при погружениях с бота удостоверьтесь, что есть быстрый способ транспортировки на берег в случае чрезвычайной ситуации и радиосвязь
Сигнальный маркер
нужен, чтобы сообщить на поверхность о возникшей проблеме
в качестве маркера может выступать буй с привязанной к нему веревкой, на конце которой закреплены грузы
человек на поверхности знает, что если буй подрагивает, значит нужно вытянуть веревку и, прочитав послание, постараться помочь — обеспечить дополнительный баллон, грузы, а, может, решить более серьезную проблему.
1. Канат для спуска/подъема с запасным баллоном 2. Маркер поверхности 3. Дергая канат группа поддержки может видеть движение поплавка на поверхности
Кислород
убедитесь, что в непредвиденной ситуации легко сможете найти 100% кислород — наиболее эффективное средство оказания первой помощи дайверам
Набор для оказания первой помощи
Радиостанция/Связь
План аварийных действий
подразумевает не только наличие необходимого оборудования, но и прохождение специализированного обучения, и возможность получить квалифицированную медицинскую помощь
в план действий должны быть внесены номера телефонов/радиопозывные ближайшего медицинского учреждения
оставьте напарнику или дайв-лидеру информацию о своих заболеваниях: ДКБ, сахарном диабете, операциях, аллергии
Планирование глубоководных погружений
дает возможность каждому участнику дайв-команды убедиться, что погружение соответствует его ожиданиям, уровню подготовки, навыков и опыта
цели погружения могут быть самые разные — от исследования нового рифа до поиска затонувшего корабля
если напарник недостаточно подготовлен или не согласен с целями погружения, стоит подобрать другого напарника или пересмотреть маршрут
Ограничения, принятые в глубоководном дайвинге
глубина — понятие относительное: если в одних условиях погружение будет считаться мелким, то в других, таких как холод, ограниченная видимость или течения, мы будем считать его очень даже глубоким
глубокое погружение в теплых прозрачных водах Красного моря, на Мальдивах или в Тайланде будет разительно отличаться от погружения на такую же глубину в районе Байкала, Баренцева моря или Ладожского озера, где вода значительно холоднее, а условия более суровы
0-18 метров — базовая глубина для начинающих дайверов18-30 метров — рекомендуемые ограничениях для большинства дайверов, требуют физической и психологической готовности, а также качественного снаряжения30-40 метровна этих глубинах влияние повышенного давления возрастает, возрастает и риск
время на дне сокращается, особую важность приобретает точное планирование погружения и четкое следование плану
только для подготовленных дайверов в хорошей физической форме
Скорость расхода воздуха (СРВ) на поверхности и минимальное количество воздуха в баллоне
Факторы, определяющие СРВ
Комплекция дайвера
Уровень физической подготовки дайвера
Уровень опыта дайвера
Уровень стресса у дайвера
Дыхание дайвера
Физические усилия под водой
Температура воды
Глубина погружения
Утечка воздуха из-за подтравливания в районе вентиля, приборов или регулятора
Расход воздуха на установление и поддержание плавучести с помощь инфлятора
Формула расчета СРВ (SAC):
РВ (AC) = расход воздуха в барах V = объем баллона
t = время
P = абсолютное давление на глубине
Пример
дайвер плавает в соленой воде на глубине 3 метра в течение 10 минут с
10-литровым баллоном и расходует 20 бар.СРВ (SAC) = 20 бар × 10 литров (объем баллона) / (10 минут × 1,3 бар) = 15 л/мин
Чтобы использовать полученные данные для планирования погружения, нам нужно конвертировать СРВ на поверхности в СРВ на заданной глубине.
Скорость расхода воздуха на разных глубинах (бар)
Бар | Глубина | СРВ | Расход, л/мин |
---|---|---|---|
2 | 10 метров | 15 | 30 |
3 | 20 метров | 15 | 45 |
4 | 30 метров | 15 | 60 |
Пример
СРВ на поверхности — 15 литров/в минуту. При давлении 3 атмосферы СРВ возрастает до 45 литров/в минуту. Дайвер использует
12-литровый баллон × 150 бар = 1800 литров1800 литров / 45 л/мин = 40 минут
СРВ на глубине = СРВ на поверхности × давление на данной глубине
Пример
СРВ на поверхности — 15 л/мин, глубина — 32 метра, давление на 32 метрах — 4,2 бар
15 л/мин × 4,2 бар = 63 л/мин
Формула вычисления необходимого запаса воздуха в литрах, на заданной глубине:
СРВ — расход воздуха на поверхности в л/мин при давлении 1 бар
P — абсолютное давление на глубине в барах
t — время, проведенное на глубине
Пример
Дайвер расходует воздух на поверхности в количестве 15 л/мин и планирует провести погружение на глубину 20 метров продолжительностью 30 минут. У него есть
Какой запас воздуха потребуется ему для погружения? Достаточен ли запас воздуха в 10 литровом баллоне, заполненным воздухом под давлением 200 бар?
Вычислим сколько воздуха для дыхания понадобится: SAC × P × t = 15 л/мин × 3 бара × 30 минут = 1350 литров
Вычислим, сколько воздуха для дыхания доступно: 10 литров х 150 бар (200 бар — резервные 50 бар) = 1500 литров
Доступный воздух — Необходимый воздух = 1500 литров — 1350 литров = 150 литров
У дайвера есть 150 литров воздуха в 10 литровом баллоне, сверх того, что ему необходимо для осуществления данного погружения.
Максимальная глубина и время на дне
чем глубже вы собираетесь, тем меньше времени на дне можете запланировать
глубина — это максимальная точка, которой вы достигли во время погружения, даже если это случилось всего на мгновение
время на дне — отрезок времени от начала погружения до начала прямого всплытия к поверхности
если у вас нет дайвинг-компьютера, то под водой всегда должны быть Таблицы SSI, чтобы при необходимости можно было быстро скорректировать план погружения
лучше заранее подготовить несколько вариантов погружения для разных глубин израсходоваться быстрее, чем выйдет запланированное время на дне
не забывайте о расчете воздуха — он может
Пример для погружения в соленой воде с
Максимальная глубина | Допплеровские пределы | Лимит воздуха |
---|---|---|
27 метров | 25 минут | 27 минут |
30 метров | 20 минут | 25 минут |
33 метра | 15 минут | 23 минуты |
36 метров | 10 минут | 21 минута |
Окружающие условия
при планировании обязательно следует учитывать условия, в которых проходит погружение, так как они не только могут потребовать изменения глубины и времени на дне, но и стать веской причиной для отмены погружения
условия, требующие особого внимания — это течения, видимость, прибой и температура воды
Общение
всегда должна быть возможность сообщить о своих проблемах напарнику, у него — рассказать о проблемах вам
перед погружением обязательно обсудите, какие знаки будете использовать под водой
можете использовать пластмассовые таблички или переговорные устройства
Высота и дайвинг
Авиаперелет и дайвинг
старайтесь оставлять большой промежуток времени, не меньше 24 часов, между последним погружением и авиаперелетом, особенно если планируемое погружение глубокое
вождение автомобиля высоко над уровнем моря также увеличивает риск болезни декомпрессии после глубоководных погружений
Дайвинг в условиях высокогорья
подразумевает использование набора специальных таблиц и/или подводного компьютера, способного учитывать давление над уровнем моря
лучший подход к дайвингу на высоте — это осуществлять его консервативно: чем выше поднимаетесь, тем консервативнее вы должны быть
Глубоководное погружение
Процедуры перед погружением
Планирование бездекомпрессионных погружений
при планировании для определения максимальной глубины погружения используйте табличное значение, в точности ей соответствующее, либо большее: например, если хотите погрузиться на 25,5 метров, то для планирования следует использовать значение 27 метров
при планировании повторных дайвов:
более глубокое погружение всегда должно быть первым
планируйте сразу оба погружения, чтобы убедиться, что времени хватит на все
не планируйте погружение глубже, чем на то сертифицирован член команды напарников, или чем ему это комфортно делать.
Готовность к погружению
этап облачения в снаряжение также играет большую роль — появляется дополнительная возможность проверить свое оборудование, убедиться, что всё работает нормально, уделить внимание мелочам, подстроить снаряжение под себя, обеспечив максимальный уровень комфорта
на этом этапе можно определить, насколько дайвер волнуется: испытывая стресс, дайвер заторможен, рассеян, раздражителен, у него возникают трудности со снаряжением, — любые странности в поведении должны насторожить.
у каждого дайвера есть право отменить погружение
Правильный подбор грузов
ближе к концу погружения, когда придет время всплывать на поверхность, за счет низкого давления в баллоне плавучесть может стать положительной (иногда даже слишком), что не позволит всплыть с нормальной скоростью и выполнить остановку безопасности на 5 метрах
лучше иметь слегка отрицательную плавучесть в начале погружения
Баллон | Плавучесть (полный) | Плавучесть (50 бар) |
---|---|---|
Алюминиевый 12 литров (200 бар) | -1 кг | +1,4 кг |
Стальной 12 литров (200 бар) | -5 кг | -2,6 кг |
Совместная проверка перед погружением
цель — вовремя обнаружить и устранить такие неприятности как запутавшиеся шланги, болтающийся октопус, выпадающие грузы и закрытый вентиль или низкое давление в баллоне
любой дайвер может отменить погружение, если ему некомфортно
Действия на поверхности
когда оказались в воде, не торопитесь — привыкните к новым ощущениям, осмотритесь
когда будете готовы, запишите время, включите таймер и начинайте погружаться
Процедуры погружения
правильная техника погружения: дайверы уходят под воду ногами вниз, лицом друг к другу, инфлятор у каждого находится в левой руке.
вы всегда должны быть готовы помочь своему напарнику или сообщить ему о проблемах, если они возникнут
скорость погружения не должна превышать уровня комфорта
дайвер должен быть в состоянии в любой момент остановиться; нельзя «шлепаться» на дно — можно не только испортить снаряжение или ухудшить видимость, но и навредить морским обитателям
на глубине костюм сжимается, и грузовой пояс может болтаться
Контроль плавучести
поддувайте компенсатор малыми порциями
есть небольшая задержка времени между поддувом жилета и изменением плавучести
попытки непрерывно управлять плавучестью, добавляя и стравливая из жилета литры воздуха, приводят к тому, что нейтральная плавучесть постоянно ускользает
Контроль приборов
постоянно контролируйте показания — глубину и давление воздуха
Ориентирование и навигация
все время нужно понимать, где вы находитесь и где находится точка всплытия
Общение с напарником
все время поддерживайте связь друг с другом
наблюдайте за собой и напарником, чтобы не пропустить признаки азотного наркоза
Поиск напарника
обсудите последовательность действий во время планирования погружения
как только поняли, что потерялись:
сразу вернитесь к линю для погружений/всплытий
подождите некоторое время — как долго нужно ждать зависит от глубины погружения, оставшегося воздуха, оставшегося бездекомпрессионного времени и от того, насколько безотлагательна ситуация
всплывайте и не забывайте об остановке безопасности
если напарник не ждет вас на поверхности, организуйте поиски
не стоит рисковать одной жизнью ради другой, особенно если есть возможность получить внешнюю помощь
Процедуры всплытия
первый шаг к безопасному всплытию — знать, когда именно нужно всплывать
воздуха должно хватить на медленное всплытие и долгую остановку безопасности
если вы ныряете на 27 метров и за первые 10 минут израсходовали 50 бар, значит СРВ составляет 5 бар в минуту
на всплытие и остановку безопасности закладываем 8 минут: всплываем с 27 метров, со скоростью 9 м/мин, итого — 3 минуты, плюс 5 минут остановка безопасности на 5 метрах)
умножаем 5 бар/мин на 8 минут и получаем, что для всплытия нам потребуется 40 бар
чтобы достичь поверхности с 50 барами в баллоне, всплытие нужно начинать, когда в баллоне будет 90 бар
когда придет время всплывать, начните с напарником с беглой проверки снаряжения друг друга, чтобы лишний раз убедиться, что всё OK
ближе к поверхности будьте осторожны — воздух в камере BC начнет расширятся интенсивнее, и вас может вынести слишком быстро
на тот случай, если кому-то из вас понадобится помощь во время всплытия, вы с напарником должны быть в зоне досягаемости друг друга
контролировать скорость всплытия проще, если всплывать к поверхности за счет мягких ударов ластами, нежели используя инфлятор
некоторые дайверы, практикующие глубокие погружения и погружения на затонувшие объекты, на всякий случай берут с собой аварийную веревку на катушке — буйреп
если дайвер по каким-то причинам не может вернуться к точке всплытия, он может привязать буйреп, например, к затонувшему кораблю, а затем спокойно по нему всплыть
буйреп натягивается между таким «якорем» и дайвером, обладающим положительной плавучестью, так что на 5 метрах можно без труда зависнуть на остановке безопасности
Потенциальные опасности
Замерзание регулятора
является типичной проблемой, возникающей в холодной воде
регулятор построен по принципу безотказной работы, и если что-то выйдет из строя, он переходит в режим свободного потока воздуха, что даст возможность безопасно добраться до поверхности
как и почему регулятор замерзает
при дыхании воздух подается из баллона через регулятор, во время этого процесса сжатый воздух быстро расширяется в первой и второй ступенях.
чем глубже опускается дайвер, тем больше повышается окружающие давление и тем больший объем воздуха необходим для вдоха
при расширении, воздух берет энергию из окружающей среды — обычно это тепловая энергия
это означает, что в процессе расширения, вода вокруг регулятора, особенно первой ступени, охлаждается
на берегу можно имитировать данный физический процесс: приоткройте вентиль баллона без подключенного регулятора на 30 секунд и почувствуете, что вентиль стал холодный, как лед
есть два вида обледенения регулятора: внешнее и внутреннее
Внешнее обмерзание
вода вокруг первой или второй ступени начинает замерзать и блокирует определенные детали, например, поршень или мембрану, препятствуя их движению
может наступить в условиях экстремально холодной воды и/или быстрой скорости расхода воздуха
будьте внимательны, когда совершаете погружение в зону с резким термоклином, где температура на мелкой глубине обычно выше, чем на глубине, на которую вы ныряете
многие производители качественного снаряжения предлагают отдельный или встроенный комплект термозащиты для первых ступеней, что дает защиту отдельных частей от обледенения
обледенения можно избежать, регулируя характер дыхания — дышите медленно и спокойно во время поддува компенсатора плавучести или «сухого» костюма
Внутреннее обмерзание
обычно происходит при использовании влажного воздуха — влага образует конденсат, который может замерзнуть во внутренних каналах, вызывая затруднение в подаче воздуха
отдельные части, такие как поршни или мембраны первой ступени, пружины, могут замерзнуть в открытом положении и спровоцировать свободный поток воздуха
этот тип обледенения более вероятен, чем первый, потому что даже небольших кристаллов льда может быть достаточно для вывода регулятора из строя
причины внутреннего обледенения аналогичны внешнему, однако предотвратить их намного проще: необходимо просто тщательно подходить к заправке баллона, быть уверенным, что исправный компрессор закачивает в баллон осушенный воздух
Азотный наркоз
азот под давлением оказывает на человека эффект, сходный с наркотическим
может проявиться в виде необычной веселости, страха, нервозности, замедления двигательных реакций и торможения умственной деятельности
может спровоцировать дезориентацию и головокружение, а если продолжить погружение, то и потерю сознания
признаки азотного наркоза могут появиться на глубине за считанные минуты, а могут неожиданно проявиться в конце погружения
индивидуальная чувствительность к азоту может меняться изо дня в день от погружения к погружению
Невозможно предсказать, будете ли Вы подвержены действию азотного наркоза, и если это так, в какой мере.
если на глубине Вы испытываете необычные ощущения, дайте знать напарнику и всплывите до такой глубины, на которой эти ощущения исчезнут
после того, как признаки азотного наркоза исчезнут, можете попробовать вернуться
держитесь поближе к напарнику на случай, если понадобится помощь, и будьте готовы в любой момент всплыть, если симптомы азотного наркоза вновь дадут о себе знать
обычно азотный наркоз проходит бесследно
Гиперкапния — избыток углекислого газа в крови
с увеличением содержания углекислого газа в крови связывают повышенный риск ДКБ, азотного наркоза и кислородного отравления
зачастую нарастание концентрации углекислого газа (CO2) в крови это следствие частого и поверхностного дыхания
другие причины — дыхание из плохо работающего регулятора, а также усталость
симптомы отравления СО2
головокружение
неспособность ясно мыслить
чувство нехватки воздуха
тупая головная боль
первая помощь — как можно скорее доставить пострадавшего на поверхность
Утомление
в глубоководном дайвинге важно не позволять ни себе, ни своему напарнику погружаться или продолжать погружение, если нет уверенности, что оба находитесь в хорошей физической и психической форме
причины
недосыпание
плохое самочувствие
холодная вода
движение водных масс, например, течение
слишком тяжелое оборудование
перегруженность
чрезмерные физические усилия под водой
Переохлаждение
переохлаждение (гипотермия) — это состояние, при котором температура тела опускается ниже нормальной
так как на глубине температура воды резко понижается, опасность переохлаждения создает дайверам целый ряд проблем
симптомы
дрожь
неспособность выполнять определенные задачи
снижение подвижности пальцев рук
нарушение координации движений
снижение чувствительности
снижение способности ясно мыслить
не давайте потерпевшему от гипотермии ничего есть и пить, если он находится без сознания, а затем можно давать лишь без-коффеиновые и без-алкогольные напитки.
если симптомы переохлаждения достаточно серьезны или пострадавший находится без сознания, как можно скорее доставьте его в лечебное учреждение
Тепловое излучение осуществляется быстро через: 1. голову 2. подмышки 3. пах
Заболевания, связанные с дайвингом
Декомпрессионная болезнь (ДКБ)
дайвер слишком долго пробыл на глубине, а затем слишком быстро всплыл
риск развития ДКБ остается, даже если проводить бездекомпрессионные погружения с использованием допплеровских таблиц и соблюдением допплеровских пределов, и даже если использовать подводный компьютер
при глубоких дайвах риск развития ДКБ увеличивается
Факторы, способствующие развитию ДКБ
Возраст (как правило, старше 40 лет)
Плохая физическая форма
Избыточный вес
Недавнее хирургическое вмешательство или перенесенное заболевание
Утомление и/или физические усилия во время или сразу после погружения
Обезвоживание
Употребление наркотиков или алкоголя до или сразу после погружения
Перепад температур (холодная вода во время погружения и/или горячий душ после)
Сдавливание конечностей
Беременность
Симптомы — как правило, дают о себе знать в промежутке от 15 минут до 12 часов после всплытия, но в серьезных случаях могут проявиться и раньше
кожный зуд, ощущение покалывания
пятна на коже, сыпь
локализованные боли в области конечностей, суставов
головокружение
нарушение координации
необычная утомляемость или слабость
онемение или паралич
одышка, нарушение дыхания/ спазматический кашель
обморочное состояние или потеря сознания
98% всех симптомов обычно появляются в первые 24 часа
случаи отсроченного появления симптомов редко, но встречаются, особенно если сразу за погружением следует авиаперелет
более половины всех случаев ДКБ произошли во время повторного дайва или серии погружений — по возможности, не делайте более трех дайвов в день
Газовая эмболия, баротравма легких
1. Газовая эмболия 2. Эмфизема средостения 3. Подкожная эмфизема 4. Пневмоторакс
Газовая эмболия — если дайвер замешкается и, всплывая, задержит дыхание, воздух, который в этот момент находился в легких, расширится, повреждая их
головокружение, потеря ориентации
пенистая мокрота с примесью крови, выделяющаяся изо рта и носа
паралич или слабость
пелена перед глазами, зрительные расстройства
судороги
боли в груди
изменение личности, нарушения поведения
дыхательные расстройства
нарушение координации
бессознательное состояние
Пневмоторакс — воздух попадает в пространство между легким и плеврой, что приводит к спаданию легкого
частое поверхностное дыхание
острая боль в груди
посинение кожи, губ, ногтей
тахикардия (учащенное сердцебиение)
Эмфизема средостения — развивается в результате попадания воздуха в средостение — пространство между легкими, где находится сердце
боли в груди, обычно за грудиной
затрудненное дыхание
обморочное состояние
изменение голоса
Подкожная эмфизема — обусловлена теми же причинами, что и газовая эмболия, только в первом случае последствия не так серьезны: как правило, воздух попадает в подкожную клетчатку в области шеи и ключиц
затрудненное дыхание, трудности при глотании
изменение голоса
отечность в области лица, шеи и верхней части грудной клетки
крепитация (характерный хрустящий звук) при пальпации
Действия в экстренной ситуации
Рекомендуется, чтобы каждый дайвер умел оказывать первую помощь, проводить СЛР и знал, как обращаться с кислородом
До того, как пострадавший будет доставлен в медицинское учреждение или передан на руки медицинским работникам, его состояние должно быть стабилизировано:
убедитесь, что пострадавшему больше ничего не угрожает
действуйте согласно ABC-алгоритму, применяемому при проведении базовой реанимации
обеспечьте дыхание 100% кислородом
немедленно свяжитесь с местной службой скорой помощи
поставьте в известность страховую компанию
если состояние пострадавшего тяжелое, может понадобиться проведение СЛР или искусственного дыхания, желательно с подачей кислорода в максимально возможной концентрации
Перед погружениями подготовьте список аварийных процедур и контактные телефоны
На всякий случай нужно знать, где находится ближайшее лечебное учреждение и с кем нужно будет связаться
Один из главных шагов при оказании первой помощи — обеспечить пострадавшему подачу кислорода
Вызовите местную скорую помощь или службу спасения
Вынужденная декомпрессия
Декомпрессионный дайвинг лежит вне «зоны ответственности» стандартов, принятых для рекреационных погружений. Но иногда бывает, что в результате затянувшегося пребывания на глубине дайверы попадают в незапланированную декомпрессию. Когда нет никакой возможности следовать намеченному плану и бездекомпрессионные пределы превышены, каким-то образом все еще нужно всплыть на поверхность, причем постараться свести риск развития ДКБ к минимуму.
если во время погружения вы превысили допплеровские бездекомпрессионные пределы менее чем на 5 минут, всплывайте до 5 метров и оставайтесь там в течение 10 минут или дольше, если позволяет запас воздуха
если превысили пределы более чем на 5 минут, но менее чем на 10, остановка безопасности на 5 метрах должна длиться как минимум 20 минут
кроме того, рекомендуется выждать как минимум 24 часа до того, как совершить следующее погружение — это позволит организму освободиться от избытков азота
время выполнение вынужденных декомпрессионных остановок ограничено количеством воздуха, оставшегося у дайвера — вот почему во время глубоких погружений на 5 метрах должен находиться дополнительный источник воздуха
Превышение времени | Глубина остановки | Время остановки |
---|---|---|
≤ 5 минут | 5 метров | 10 минут |
5 метров | 20 минут |